⚝ Раздел Просветление: Мантры
МАНТРА ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Мантра Ом Мани Падме Хум для продвинутых практиков

Автор: Обновлено:

«Ом мани падме хум мантра» — это одна из немногих популярных по всему миру буддистских мантр. Ее исполнение дарует освобождение от колеса Сансары (круга вечного перерождения). Согласно буддистским поверьям, прочитавший ее сто тысяч раз, достигнет Просветления.

В статье:

История «Ом мани падме хум»-мантры

Ом ма́ни па́дме хум (санскр. ॐ मणि पद्मे हूँ; тиб. :ཨོཾ་མ་ཎི་པ་དྨེ་ཧཱུྃ།; монг. Ом мани бадмэ хум) — одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны, особенно характерная для тибетского буддизма, шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Мантра, в особенности, ассоциируется с Шада́кшари (Господином Шести слогов) — воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.
Википедия

МАНТРА ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ
Появление мантры «Ом мане падме хум» буддисты связывают с Бодхисаттвой Авалокитешваре. Это имя с санскрита переводится, как «Господь, внимающий миру».

Согласно Ведам, он дал обед помогать всем нуждающимся. Будда Авалокитешвара еще примечателен тем, что изображается и в виде женщины, и в мужчины. Его белый цвет символизирует невинность, поза Лотоса — мудрость, четыре руки — чистоту.

Считается, что Авалокитешвара освобождает души от вечного цикла перерождений в круге Сансары. Его почитают, как самого милостивого бога, который, несмотря на то, что сам освобожден от круга перерождения, остается там, чтобы оказывать помочь обычным душам.
Авалокитешвара создал мантру «Ом мани падме хум» именно для того, чтобы люди могли познать достигнуть нирваны.

Мантра «Ом мани падме хум» — значение

Первые попытки дать трактовку священного текста предпринимались еще в шестнадцатом веке. Тогда Далай Лама объяснял этот священный текст по слогам:


Звук ОМ означает чистоту трех составляющих Будды: мыслей, слов и физической оболочки.

МАНИ (жест, в котором держит руки Авалокитешвара на всех изображениях) символизирует желание каждого человека достигнуть Просветления.

ПАДМЕ (поза Лотоса, в которой сидит Авалокитешвара) говорит о мудрости.

ХУМ говорит о единстве практики и знаний.

В буддизме считается, что в колесе Сансары расположены шесть миров. По этим слоям путешествует душа, в зависимости от своих наклонностей. В свою очередь, Авалокитешвара дарует душам освобождение.

Мантра «Ом мане падме хум» представляет собой шесть слогов по числу миров Сансары:
ОМ — это мир полубогов, чья негативная энергия гордыня. Таким образом, пение звука «Ом» спасает душу от рождения в теле полубога, избавляя ее от этого чувства.

МА — это мир титанов. Им присущи зависть, ревность, соперничество и конкуренция. Слога «Ма» предотвращает рождение души в этом мире, даруя ей освобождение от конкуренции и зависти.

НИ — это наш мир. Его жители, люди, погрязли в привязанностях, иллюзиях и заблуждениях. Слога «Ни» помогает душе избежать рождения в ипостаси человека, освобождая ее от негативных чувств этого мира.

ПЕ (ПАЙ) — животный мир, который отличает невежество. Слог «Пе» освобождает от попадания в этот мир.

МЕ — мир голодных духов, чьей основной силой являются жадность. Пение слога «Ме» освобождает от этого чувства, защищая душу от этого слоя.

ХУМ является звуком Ада. Основная энергия этого мира — ненависть. Пропевание слог «Хум» помогает душе очиститься от этой эмоции, таким образом душа избегает рождения в этом мире.

Существует и несколько дословных переводов на русский язык:

О! Жемчужина в цветке лотоса!,

Славься, сокровище в цветке лотоса!,

О! Жемчужина в лотосе моего сердца!.

Как и мантру «Ом намах шивайя», слушать «Ом мани падме хум мантра» необходимо на начальном уровне практики, в записи, а потом постепенно привыкать петь ее самостоятельно в одиночестве каждое утро, отсчитывая число раз с помощью четок.


По мнению буддистов, достигнуть просветления можно, пропев за один раз эту мантру сто тысяч раз. Помогают еще и размышления над ее смыслом, длительное созерцание символов каждого из слогов священного текста, визуализация каждого из описываемых слоев вечного круга перерождения и самого образа великого Бодхисаттвы Авалокитешвары.

Как и в других буддистских мантрах, в этой практике также важны внутренний настрой и вера. Петь ее нужно регулярно, осознанно произнося каждый из слогов с верой и  устремленностью. Только тогда священные звуки будут действовать и душа получит освобождение.