⚝ Раздел Существа и полтергейсты: Ангелология
ангел херувим

Ангелы херувимы — место и значение их в христианстве и иудаизме

Херувимы — один из наивысших ангельских чинов, упоминания о которых встречаются во множестве ситуаций в библейских преданиях. Знать о них однозначно будет полезно, так как херувимы являются одним из столпов христианской и иудейской веры.

В статье:

Кто такие херувимы

Первое упоминание о херувимах на страницах Библии происходит практически от самого момента сотворения человека. Описывается, что Господь после изгнания первых людей из Рая поставил на ворота Эдемского Сада херувима с пламенным мечом. Упоминали о херувимах и царь Давид, и пророк Иезекииль — они, в частности, поминают херувимов в качестве основного транспортного средства Бога. Тем не менее таковое предназначение этого ангельского чина является спорным, так как в христианских источниках упоминается, что эту роль выполняют другие ангелы, имя которым — престолы. Значение слова херувим является до сих пор не расшифрованным. Некоторые толкователи связывают его с еврейским словом «рахав», обозначающим верховую езду.

херувимыБольше всего внимания херувимам уделялось в ветхозаветных историях о Ковчеге Завета, где крайне подробно описывались божественные предписания Моисею о внешнем виде Ковчега. Так, херувимы должны были быть установлены на крышке ящика со скрижалями. Они были выполнены из чистого золота и накрывали Ковчег своими крыльями. Впоследствии Соломон велел установить в Святой Святых Иерусалимского Храма двух пятиметровых херувимов. Они покрывали своими крыльями Ковчег, были выполнены из масличного дерева и покрыты золотом. Также херувимы были изображены на множестве покрытий как Храма, так и Скинии, в первую очередь — на покрывалах, занавесках и стенах. Одна из легенд гласит, что Соломона один из паломников упрекнул в том, что народ Израиля поклоняется статуям, и после этого херувимов стали изображать на стенах, чтобы подчеркнуть их вторичность в сравнении с Богом.

В откровениях пророка Иезекиля херувимы упоминаются как существа, имевшие одновременно лицо человека и льва. Кроме этого, когда Иезекиль увидел тетраморфа — вестника Божьего, он упросил заменить тельца из четырех увиденных им существ, херувимом, так как не хотел, чтобы взгляд Бога оскверняло животное, которому некоторое время поклонялись иудеи, забыв про своего единственного владыку.

Кого сейчас называют херувимами и как они выглядят

кого сейчас называют херувимамиСейчас очень часто на вопрос кого сейчас называют херувимами — курьеров или ангелов, некоторые отвечают, что курьеров Бога и его посланников. Это — в корне неверное толкование. В библейских текстах практически не встречается упоминания того, что Бог использует столь высокопоставленных ангелов как посыльных. Эту задачу он обычно передает простым ангелам, находящимся на нижней ступени ангельской иерархии.

Внешний вид херувимов также является предметом множества споров, так как мало где в Библии дается четкое описание их внешнего вида. Некоторые толкователи считают, что пророк Иезекиль видел именно посланника божьего, принадлежащего ко второму ангельскому чину. А это значит, что он имеет головы человека, льва, орла и тельца одновременно. В устоявшейся церковной традиции иконографии этих существ чаще всего изображают в виде четырехкрылых ангелов. А некоторые отдельные источники упоминают образ херувимов как в виде огненных колес, так и в виде страшных существ, покрытых множеством глаз.

В еврейской традиции также нет единства ни относительно внешнего вида херувимов, ни относительно их сути. Более того, некоторые толкователи иудаизма вообще утверждают, что херувим — это название не существа, а предмета. Этот предмет является неотделимым атрибутом Бога по их мнению.

Все это дает основание предполагать, что внешний вид херувимов может различаться — либо в зависимости от их функциональных обязанностей, либо от их желания и целей. Не являются они и полностью идеальными существами — многие из них, как и ангелы серафимы, и полчища обычных падших ангелов, последовали за Сатаной в ад.

Херувимчики  в искусстве — самая распространенная ошибка трактовки

значение слова херувимБиблейские мотивы, помимо классической иконографии, существовавшей еще на заре христианства, вызывали огромный интерес у творцов эпохи Возрождения. Именно тогда большинство художников, кто из страха перед Инквизицией, а кто из-за искреннего желания раскрыть с новой стороны идеи чувственности в христианства, предпочитали использовать в своих картинах сюжеты из Ветхого Завета. Именно на этих картинах впервые появились маленькие пухлые малыши с крылышками. Их не только рисовали на картинах, но и делали статуи с их участием, фрески и другие произведения искусства.

В итоге, сейчас, когда высокое искусство Ренессанса стало доступно для каждого, этих малышей многие по незнанию называют херувимчиками. Хотя на самом деле они не имеют никакого отношения к ангельскому чину, наиболее близкому к Богу после серафимов. Это заблуждение, в первую очередь, существует лишь в русскоязычных странах.

На самом деле, такой малыш называется путто, или путти — когда их много. Они появились благодаря смешению интереса к античной культуре с интересом к христианской религии. Путти практически всегда выполняют дополняющую роль, сопровождая главный объект искусства. Зачастую их рисование доверялось подмастерьям и ученикам, в то время, как художник был поглощен основным сюжетом картины. Настоящие же херувимы принимались художниками во внимание крайне редко, а их изображение было совсем не ангельским, а зависело от конкретного сюжета. Так, очень известна картина «Видение пророка Иезекииля» авторства Рафаэля. Там этот ангельский чин изображен как четыре летящих существа — ангел, телец, орел и лев, на которых восседает Бог.

В целом, херувимы занимают крайне важное место в современном христианстве. Об этом свидетельствуют большое значение херувимского ладана в церковной магии и другие аспекты. Так, одно из главных богослужений, исполняемых в православных храмах, зовется Херувимской Песнью, которая начинается со слов «иже херувими». Тем не менее ни один херувим ни в одном предании не имел собственного имени и какого-либо назначения. Это позволяет некоторым сомневаться в важности этих ангелов в божественном мире.

совсем плохоплохонормальнохорошокласс!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)