Гарпии — древнегреческие крылатые чудовища
Гарпии — мифические чудовища из греческого эпоса. С латыни слово «гарпия» переводится как «похитительница», «хищница». Древние греки описывали гарпий как полуженщин-полуптиц с отвратительным обличьем — это сложившееся представление о гарпиях нередко эксплуатируют современные писатели-фантасты, создатели игр и многие другие.
Гарпии — ангелы смерти
Гарпии представляли собой архаичное наследие прежних времен, божеств более древних, чем общеизвестные Олимпийцы. Они являются персонификациями разных проявлений бурь и гроз, воплощением страха греков перед силой стихии. Ещё они выступали в качестве ангелов смерти, уносящих души погибших в Аид на последний суд. Их породили морское божество Тавмант и океанида Электра. Или же Озомена, дочь северного ветра Борея, прозванная «вонючей».
Они были бессмертны и не могли погибнуть от голода, холода и других причин. Но эти чудовища постоянно страдали от недоедания, потому что сытости, подобно проклятому Танталу, не ведали. Отовсюду их гнали, поскольку гарпии были не только отвратительными внешне и злобными по характеру, но и зловонными, грязными монстрами. Они сторожили врата Тартара, следили, чтобы обреченные на вечные муки не покинули свою тюрьму, и никто не проник туда извне.
Древнегреческие мифы описывают их как похитительниц детей и душ, которые налетают неожиданно, как ветер, и так же быстро исчезают. Гомер упоминал их в своей «Одиссее», называя одними из наиболее свирепых, несдержанных и отвратительных чудовищ. Они наводили ужас на сердца простых смертных.
В современном мире гарпией могут назвать женщину склочного характера, со злым сердцем и дурным нравом. Существует предположение, согласно которому крылатые чудовища олицетворяли гетер, приближенных к царю. На этих куртизанок царь тратил огромные средства из казны.
Внешний вид, количество и имена гарпий
Гарпии — дикие женщины-птицы, крылатые и уродливые. У них имеются мощные лапы, как у грифов-падальщиков. На лапах — длинные острые когти, с лёгкостью рвущие плоть. Из-за вечного голода их кожа иссушена, как у мертвецов, имеет мертвенно-серый оттенок: даже полные женские груди и человеческое лицо не вызывают влечения.
Характерные черты — взлохмаченные спутанные волосы, крылья и торс покрывает вечная грязь. Уши заострены и оттопырены, на длинном крючковатом носу имеется множество бородавок. По некоторым легендам у них есть и крылья, и руки одновременно. В ряде источников птичьими являются только головы и ноги, а груди, живот и бёдра человечьи. Иногда их описывают как чудовищ со львиными когтями и медвежьими ушами. Они относятся к миксантропичным существам, таким, как кентавры, сирены, сатиры и другие природные божества.
По разным источникам хищных полуженщин-полуптиц двое, трое или пятеро. Гесиод описывает двух чудовищных сестёр: Аэлло и Окипету. Гигин называет их Келеной, Окипетой и Подаркой. Иногда — Аэллоподой, Келено и Окипетой. Самым распространённым является их описание как трёх сестёр — Аэлло или Аллопы (Вихрь или Вихревидная), Окипеты (Быстрой) и Келайно или Келено (Мрачной). Келайно ещё прозывают Подаргой, то есть Быстроногой.
Келено и Окипета в ряде источников являются дочерьми Электры и Фавманфа. Келено умела пророчествовать, а Окипету упоминал Гесиод в своей «Теогонии». По одной из версий, Келено имела связь с южным ветром, Зефиром, от которого породила Ксанфа и Балия, говорящих коней.
Аэлло, Аэллопода или Никотоноя — последняя из сестёр. О её смерти известно доподлинно: когда братья-аргонавты преследовали её, Аэлло бросилась в реку и погибла. В честь этого события реку переименовали, назвав Гарпис.
Их раннее место обитания — Строфадские острова посреди Эгейского моря. Более позднее — врата Тартара в бездне Аида. Еще одна легенда утверждает, что изгнанные аргонавтами гарпии переселились в Африку, но об этом немного ниже.
Гарпии в легендах Древней Греции
Гарпии выступали в качестве исполнительниц наказания богов. Так, Зевс разгневался на салмидесского царя Финея, обладавшего даром предсказывать будущее. Громовержец наслал на Финея крылатых чудовищ. Те, стоило только царю приготовиться к трапезе, налетали на дворец, хватая со столов все, что попадётся под руку.
Зловоние монстров было настолько сильно, что вся пища оказывалась им отравлена. Царь оказался лишён возможности нормально поесть, а дворец его пропитался зловонием. Только Калаиду и Зету, родичам Финея, удалось изгнать тварей.
Дальнейшая судьба гарпий доподлинно неизвестна. Некоторые авторы утверждали, что после изгнания они погибли, другие — что сестра Зевса, богиня радуги Ирида, заступилась за крылатых чудовищ. Гесиод, Антимах и Аполлоний писали: гарпии нашли прибежище на критской горе Дикт. Акусилай твердил, что гарпии стали сторожами золотых яблок Геры, Эпименид приравнял их к Гесперидам.
Гарпии в Африке
Много позднее Роберт Говард написал книгу «Крылья в ночи», где предложил свою трактовку судьбы гарпий. После того, как они были изгнаны аргонавтами, чудовища покинули родные места и на мощных своих крыльях добрались до Африки. В Африке аборигены стали называть их «акаана».
Согласно вудуистским легендам, на самой заре человеческого существования множество подобных существ проживало на берегах солёного озера, что лежит гораздо севернее Западного Побережья. Когда на них прогневался могущественный вождь, между чудовищами и людьми вспыхнула кровопролитная война. Многие бестии погибли от стрел и камней, а уцелевшие сорвались с привычных насестов и умчались прочь, в южные земли. Бежали они от гнева Н’Ясунны, который некогда прибыл на огромном каноэ, где гребли сотни воинов.
Вполне возможно, это был Ясон с товарищами на «Арго», путешествовавший по «большому соленому озеру» — Средиземному морю. Ясон мог не только одолеть гарпий и прогнать их к строфадскому архипелагу, но и охотиться за ними до самой Африки. Аборигены настолько впечатлились встречей с большим кораблем, что сложили о нём легенды. В африканской мифологии образ гарпий мог слиться с образом духов «лоа» и стать одним из бесчисленного множества ночных демонов.
Гарпии — Средневековье и геральдика
Ученые-богословы Средних веков видели в гарпиях символ низменных страстей — жадности, прожорливости, нечистоплотности, нередко путая (или намеренно объединяя) их с фуриями. По христианским трактовкам купцы, особенно нечистые на руку, были желанный добычей гарпий. Серия панно пятнадцатого века, принадлежащая перу Джованна Беллини, иллюстрировала семь смертных грехов. Среди них — гарпия, восседающая на двух золотых шарах, как аллегория алчности. Золотые шары являются охраняемыми ею золотыми яблоками Гесперид.
Вергилием в «Божественной комедии» Данте гарпии описывались как самые ужасные чудовища, порождённые великим гневом бога. Они произошли из адских бездн, имеют прекрасные лица юных дев, но всегда испытывают неутолимый голод, а своими когтями с легкостью разрывают людей. Мучат грешников в Преисподней.
Джон Гуиллим составил геральдическое описание этих созданий. Согласно ему, гарпии изображаются созданиями лазурного цвета, расправившими крылья. Волосы их распущены, развеваются на ветру. Иногда они облачены в доспехи.
Зачастую в образе поверженной гарпии изображали побежденных врагов. Но если гарпию изображали на гербе дома, то она означает, что обладатель свиреп, когда его спровоцируют. Гарпия изображена на нюнбергском гербе.
Золотую гарпию избрали своим символом дворяне Восточнофризского дома. После этого свой герб украсили их изображениями Эмден, Делфзейл, Восточная Фризия, Лихтенштейн и дворянский род Кауницев. По сей день их гербы украшает древнее чудовище.
В целом, гарпий можно назвать неотъемлемой частью мифологии Древней Греции. Они служили исполнительницами наказания, посланного богами. Кроме этого, в ряде легенд гарпии выступают мучителями человеческих душ и стражами потустороннего мира мертвых. Эти существа часто встречаются на изображениях гербов, а также в современных фильмах, книгах, играх и комиксах.