Горгулья и химера — мифология и различия
Горгулья и Химера практически не отличаются друг от друга, поэтому их путают. Разберемся в мифологии, в чем разница между ними.
Химера у древних греков
В греческой мифологии химера — чудовище с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Согласно легендам, ее отец олицетворяющий огненные силы земли могущественный великан Тифон. Мать Химеры — Ехидна, прекрасная женщина с телом змеи и свирепым характером, похищала путников. Воспитанием чудовища занимались не Тифон и Ехидна, а ликийский царь Амисодар, по Гомеру. Братом Химеры легенды называют Цербера — трехголового пса, что охраняет вход в Аид, царство мертвых. Есть еще один брат — Орт, пасущий стада двуголовый пес.
Впервые Химера упомянута в Илиаде, где есть подробное описание внешнего вида извергающего огонь из пасти чудовища. Такой — со львиной головой, козлиным туловищем и змеиным хвостом – описывает ее Гомер. Говорится о ней и в Теогонии — одном из первых мифологических источников Греции, автор Гесиод, греческий поэт.
Автор описывает Химеру как трехголовое существо. На передней части туловища, на шее, расположена львиная голова. Посреди хребта — козла. На хвосте находится змеиная. Так изображено оно на известной скульптуре из Ареццо, что изготовлена в пятом веке до нашей эры.
Богами предсказывалось, что герой победит обитающую в Ликии Химеру. Победителем стал Беллерофонт, или Гиппоной, — оба имени принадлежат одному древнегреческих мифов. Археологи нашли посуду с изображениями этого сражения. Химера убита с помощью длинного копья, а воин вместо обычного коня восседал на подаренном Афиной пегасе. Другие изображения указывают на то, что чудовище убили выпущенной из лука стрелой.
Есть современные и старинные рационалистические толкования мифов Древней Греции. По одной из таких версий пегас — корабль героя, Химера — название бухты, где жили лев и дракон, тоже некие аллегории. Плутарх писал, что Химера – вероломная женщина, а лев и дракон — ее братья, с ними и пришлось сразиться герою мифов. Поскольку дело происходило в Ликее, змеиный хвост или одна из голов объясняются тем фактом, что в этой местности водятся змеи.
Другая легенда утверждает, что он вступил в морское сражение с пиратом, на носу корабля которого изображен лев, на корме — дракон, а посередине — змея. Пирата звали Химар, что созвучно с названием чудовища. Целый ряд сказаний заменяет козлиные части тела на драконьи.
Еще одна теория: в Ликии был вулкан, что называли Химерой. У основания водились в большом количестве змеи. А неподалеку располагались луга и пастбища для коз, а наверху гор водились львы. Возможно, Химера — название местности, что отличали все эти факторы. А еще между горами Краг и Антикраг находилось ущелье Химера. Сейчас это место расположено между городами Фетхие и Калкан – относятся к территории Турции.
Плиний Старший считал, что Химера — гора Янарташ, что находится недалеко от деревни Чиралы. Так он описывал в «Естественной истории». Сегодня это небольшой курортный поселок на территории Турции. В этой местности из-под земли выходит природный газ в таких количествах, что достаточны для горения.
Легенды о Химере стали основой для средневековых мифов и бестиариев. Отголоски верований докатились до нас. В Средние века изображения этих чудовищ вошли в моду. Их скульптурами украшали здания соборов и церквей, а также дворцы и другие богатые постройки. Страшилище путают с Горгульями, но это неправильно.
Разница между чудовищами
Химеры и Горгульи в виде скульптур характерны для готики — архитектурного стиля 13 века во Франции. Из греческих мифов она попала в умы тех церковнослужителей и архитекторов. Тогда и стала персонажем бестиариев, трактатов о нечистой силе и подобных литературных творений Средневековья. Основные черты внешности греческого чудовища забыты, и главным признаком считали части тело от разных животных — любых.
Горгулья — упоминается со времен Средневековья. Изображений немало, и все различные — зависело от фантазии скульптора. Но общие черты есть — тоже фантазийное существо с частями тела от всевозможных животных, представителей нечистой силы и людей. Химера и Горгулья — существа из камня, а не из плоти и крови, чаще крылатые.
Название происходит от звука, что получается у человека при полоскании горла или сглатывании жидкости. Такой звук издает и каменное чудовище, когда идет дождь и поток воды проходит через глотку. Горгульи задуманы как способ обустройства водостоков церквей и дворцов, а позднее — для украшения последних. В средневековых городах Горгульи прижились и неплохо сохранились до сегодняшних дней. И среди современных архитекторов и дизайнеров остаются популярным элементом декора зданий.
Основная разница между Горгульей и Химерой в том, что первая — способ обустройства или украшения водостока, а вторая — скульптурное изображение чудовища без дополнительных функций. Когда речь идет о существе из средневековых сказаний, то эти два слова синонимы.
Но обратимся к христианским церквям, что украшались чудовищами из чуждых верующему жителю Средневековья легенд. Храмы декорировались изображениями монстров, и довольно реалистичными, потому что символизировали пороки людей. Они воплощение страстей и грехов, от коих должны были стремиться избавиться прихожане.
Таким образом показывалось, что нечисть бежит прочь из святого места — все скульптуры обращены от церкви, словно пытаются броситься наутек. В архитектуре они символизировали также то, что дьявол не создает новую форму жизни. Он комбинирует между собой все созданное Богом. Гротескных монстров устанавливали рядом с фигурами мыслителей в назидание, что недооценивать мощь дьявольского разума — глупо.
Легенды о Горгульях и Химерах
Согласно христианским легендам, чудовища не порождение зла, а наоборот. Существует поверье — когда зло попытается проникнуть за стены храма, что украшен такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Они служат и индикаторами присутствия темных сил в городе. В старину верили — когда Горгульи на стенах храма начнут рычать, значит, в городе враг.
Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Такая работа скульптора была по карману богатым горожанам. Поверья называли их сильными защитниками от злых сил и от воров, интриганов. Они оживали и защищали хозяев и имущество, а убить каменных существ сложно.
По легендам отдельные скульптуры и водоотводы со стен церквей не всегда были каменными. Есть сказание о соборе Святого Вита в Праге. Оно гласит, что сотни существ на его собора когда-то были людьми. Превратились в камень после колдовского проклятья. И да, Химеры и Горгульи из Праги больше похожи на людей, чем на существ из мифов. Такова задумка архитектора — показать верующим, что бояться нужно зла в человеческом обличии.
Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим начало происхождения из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями в наличии или отсутствии функции дренажа крыши – название «Горгулья» произошло от сходства со звуком при глотании воды.