Кентавры — полулюди-полукони из легенд Древней Греции
Кентавры — создания из греческих мифов, миксантропичные и могучие. Их человеческие голова и торс соединены с телом лошади. Кентавры обитают в горах и лесных чащах, нередко вместе с нимфами и сатирами входят в свиту Диониса.
Кентавры и их происхождение
Главная отличительная черта — буйный нрав и невоздержанность. По некоторым данным, изначально кентавры появились как воплощения бурных горных рек и стремительных потоков. Героические мифы делят кентавров на два вида — доброжелательных мудрецов, воспитателей героев, и враждебных дикарей.
Само слово «кентавр», или его латинизированный собрат «центавр» делится на два греческих корня — «кен», то есть «рубить», и «таурос» — «бык». Образ подобного существа имеется у многих народов. Вероятно, он появился после столкновения оседлых цивилизаций, не имевших традиций верховой езды, с кочевыми, где конные всадники были неотъемлемой частью культуры. Таковы были северные кочевые племена: скифы, касситы, тавры. Отсюда и общая черта всех кентавров — их свирепость, а также прослеживаемая связь с быками, поскольку скотоводство составляет основу кочевого хозяйства.
Эвгемерическое истолкование античных времен приписывает появление кентавров двум поселениям. В первом из них, деревне Туча, жили юноши, впервые оседлавшие лошадей. Они стали искусными наездниками и истребили всех обитавших неподалеку диких быков. Во втором же городе, Пелефронии, люди научились приручать лошадей ранее жителей окрестных населенных пунктов.
Другое толкование приписывает кентаврам еще большую древность: якобы их появление произошло еще в период индоевропейского языка и распада единства греко-арийского наречия. По этой теории слово «кентавр» — это видоизмененное «гандхарв». Ведическая мифология говорит о гандхарвах как о младших богах, возницах солнечной колесницы. Отчасти теория подтверждается находками археологов: две статуэтки кентавров были обнаружены при раскопках в Угарите среди микенской керамики. Это говорит как минимум о том, что кентавры были известны еще в период Бронзового века. «Могилу героя» в Лефканди украшает кентавр из терракоты — это тоже известный памятник с подобным мифическим существом.
Греческая мифология и кентавры
Полулюди-полукони в греческих легендах имеют разнообразное происхождение. Не то их породила туча с обликом Геры, с которой совокупился царь Фессалии Иксион, сын Ареса, не то Кронос и Филира, не то Аполлон от одной из нимф. Мог породить это племя и Посейдон, первый создатель коней в греческом пантеоне — его анималистическим атрибутом был конь. Кроме этого, родителями считали также Иксиона с Нефелой.
Ряд легенд указывает прародителем данного племени первого Кентавра, от которого понесли магнесийские кобылицы. В этом случае считается, что их воспитанием занимались пелионские нимфы. Когда кентавры возмужали, то покрыли кобылиц, позже породивших второе поколение полулюдей-полуконей.
Доподлинно известно происхождение самого мудрого представителя полуживотного племени — кентавра Хирона. Породил его титан Кронос от дочери хтонического Океана — Филиры. Титан и морская богиня втайне от Реи провели бракосочетание. Законная супруга Кроноса Рея застигла мужа с любовницей в момент страсти. Испуганный Кронос обрел облик жеребца. Сын родился полуконем-получеловеком.
Хирон был бессмертен, в отличии от своих собратьев. Изучал медицину, музыку, любил и умел охотиться, мастерски стрелял из лука, слыл знатоком военного дела, но был добр и милосерден. Его другом был бог искусства Аполлон, а воспитанниками — самые знаменитые греческие герои вроде Ахилла, Геракла, Тесея и Язона. Асклепий учился искусству врачевания именно у Хирона.
Смерть доброго кентавра была ужасна: Геракл случайно ранил его стрелой с ядом лернейской гидры. Хирон был бессмертен, а потому его муки длились бесконечно долго. Неизлечимая рана сводила кентавра с ума, он желал умереть. Хирон отказался от вечной жизни с одним условием — Зевс освободит от оков титана Прометея. Громовержец согласился выполнить эту просьбу — он освободил титана, а самого Хирона превратил в созвездие Кентавра.
Так или иначе, но отличались они буйностью нрава, любовью к мясу, пьянству и разврату. Постоянно враждовали они с лапифами, поскольку среди кентавров нет женщин, а у лапифов были жены. Полулюди-полукони постоянно пытались их похитить. Когда их победил и разогнал Геракл, кентавры разбрелись по всей Греции.
Несколько иной взгляд на кентавров
Их нередко называют самыми гармоничными созданиями мифической зоологии. «Метаморфозы» Овидия прозвали кентавров «двуформными». Несмотря на гетерогенную (двоякую) природу, вместе с архетипами лошади, человека и всадника существует архетип кентавра. Первобытные изображения более напоминали голых людей с лошадиным крупом. Храм Зевса в Олимпии на западном своем фронтоне может похвастать кентаврами более привычного нам вида: ниже торса человек перетекает в тело лошади.
В эпоху знаменитого Гомера верховая езда у греков не была распространена — можно сказать, ее вовсе не было. Первые путешественники, приехавшие в Грецию верхом на лошадях, показались им едиными со своими конями. Подобную теорию подтверждает не столь отдаленное первое столкновение конкистадоров с индейскими племенами. Писсаро и Эрнан Кортес со своими солдатами представлялись краснокожим настоящими кентаврами, едиными с лошадьми. В одном из столкновений суеверие и ужас сыграли ключевую роль: после первых выстрелов один из конкистадоров выпал из седла — и тогда индейцы, уверенные что перед ними одно существо, посчитали разделение целого надвое не иначе как жутким чудом. Индейцы бежали.
Но у греков были лошади, в отличие от индейских племен, знакомых лишь с бизонами. Более правдоподобной представляется версия, по которой кентавры являются специально созданным мифическим образом. Они отражали одну из граней действительности, какой её видели древние греки.
Самые известные мифы о кентаврах
Наиболее популярной является кентавромахия — миф о битве кентавров и лапифов на свадьбе. Лапифы, желая обрести мир с давними врагами, пригласили племя кентавров на свадьбу Ипподамии (Гипподамии) и Перифоя. Но мира не вышло: захмелевшие гости начали оскорблять невесту, попытались её похитить, а после опрокинули столы и начали драку. Эта сцена вдохновила Рубенса на создание «Похищения Гипподамии». До Рубенса Овидий описал эту сцену в седьмой книге «Метаморфоз». Считается, что лапифы победили и изгнали кентавров из Фессалии. В другой версии мифов кентаврам повезло меньше: Геракл перестрелял всех из лука.
Не обошел этих существ вниманием и Плутарх. «Ужин семи мудрецов» содержит юмористическую историю о коринфском деспоте Периандре, которому принесли новорождённого детеныша кобылы — до пупка детеныш был совсем как человек, а ниже у него было тело лошади. Детеныш издавал плач, как человеческий младенец, и придворные усмотрели в этом зловещий знак. Но когда Периандр обратился к мудрецу Фалесу, тот осмотрел детеныша и со смехом сообщил повелителю, что не одобряет поведение пастухов.
Поэт Лукреций твердил о невозможности существования подобных существ. Он считал доказательством своей теории то, что лошади взрослеют раньше людей, и трехлетний кентавр имел бы тело взрослого коня и тельце лепечущего ребенка. Кроме этого, лошадиная часть умерла бы на полвека раньше человеческой. Греки возражали ему тем, что кентавры могли расти как люди — обеими своими частями. Народ крепко держался за свою веру в мифы и мистических существ.
Главной причиной, по которой кентавры не показываются людям, была их малочисленность после бойни на свадьбе у лапифов. Тогда погибла большая часть племени, а когда оставшиеся в живых принялись искать новое место для проживания, то повстречали сирен. Те их и погубили сладкозвучным пением. Некоторых бог морей Посейдон все же спас, спрятав в Элевсине, в горах.
История самого знаменитого героя греков Геракла плотно связана с кентаврами. Его учил Хирон, Геракл вступил в противоборство с Анкием, Агрием, Ореем и Гиреем. Кентавр Пиленор был ранен Гераклом. Он промывал свою рану в водах реки, отчего те стали отвратительно пахнуть. Фол стал случайной жертвой отравленных стрел Геракла. Алкиона стала объектом домогательств Хомада, также кентавра, и была убита героем.
Жизненный путь Геракла закончился при косвенном участии кентавра. Некий Несс похитил жену Геракла, но тот подстрелил его. Когда Несс умирал, он посоветовал деве собрать его кровь, а когда с течением лет Геракл охладеет к супруге, воспользоваться ею как любовным снадобьем. Все так и произошло: спустя годы герой завел любовницу и отвернулся от жены. Тогда Деянира пропитала ядовитой кровью одежду мужа. Умирал Геракл в страшных мучениях.
Созвездие Стрельца приходится музам сводным братом. Обиталищем его был Геликон, а звали его Кротос. Его родителями были Пан и Евфема. Он имел классический получеловеческий-полулошадиный облик, но вместо лошадиного хвоста был хвост сатира — достался от отца. Стрелял из лука не хуже Хирона — именно Кротосу приписывается изобретение лука и стрел, а также первая удачная охота на дикое зверье с луком. Аплодисменты — тоже его изобретение, ставшее аналогом молитвы к музам. За изобретение аплодисментов Кротос и был вознесен на небосвод, где принял облик Стрельца.
Знаменитых Хирона и Фола изображали особым образом, подчеркивая их отношение к цивилизованным людям. Их передние ноги делали человеческими, а круп — лошадиным. Хирон имел большее отношение к людям — носил одежду, уши его были человеческими. А Фол не носил одежду, уши имел лошадиные.
Несмотря на то, что кентавры — исключительно мужчины, в некоторых легендах все же встречаются женщины, кентавриды. Это не самая распространенная точка зрения в мифах. Они не имеют большого веса в мифологии. Часто их путают с нимфами — они прекрасны телом и душой. Самая известная кентаврида — Гилонома, супруга Циллара. Циллар и Гилонома были приглашены на свадьбу лапифов. Когда началось побоище, Геракл убил супруга Гилономы. Она долго горевала и в конце концов закончила жизнь самоубийством.
Кентавры из легенд могут быть и крылатыми, как пегас. Таких называют «кентавроидами». Кроме этого, существуют онокентавры (люди с телами ослов), букентавры (люди-быки вроде Минотавра), керасты (люди-буйволы, порожденные Зевсом), леонокентавры (люди-львы), ихтиокентавры (помесь рыбы, коня и человека).
Во все века художникам, скульпторам и поэтам была интересна тема единства человека и животного. Средневековые арабские и европейские миниатюры часто изображали их среди зодиакальных знаков. Шекспировская трагедия «Король Лир» содержит символичный образ кентавра как существа двойной природы. К тому времени изначально необузданные и дикие варвары под влиянием мощных образов Фола и Хирона стали символом единства с природой. Хотя для христиан все равно остались образом двоедушных, двояких существ, подверженных животным страстям.
Образы кентавров широко используются в играх в качестве неигровых персонажей и спутников. Книги часто эксплуатируют древнегреческую тематику, не обходя вниманием кентавров. Показательна серия книг Рика Риордана «Перси Джексон», «Боги Олимпа». Даже классическое произведение К. Льюиса «Хроники Нарнии» не обошлось без этих парнокопытных. Они отнюдь не ушли в забвение спустя тысячи лет.