⚝ Раздел Ритуалы и Обряды
древнеславянский календарь

Древнеславянский календарь — дни недели, месяцы, времена года, языческие обычаи

Древнеславянский календарь — старый способ подсчета дней, месяцев и лет, что использовали славяне до прихода христианства на русскую землю. Он непохож на юлианский календарь, на который мы привыкли ориентироваться сегодня. Разберемся, что собой представляет эта древняя система счета.

В статье:

Древнеславянский календарь – принципы

Все знают — славяне имели собственные представления о летосчислении, что имелись в их культурной традиции, влияли на нынешние системы календарей в период крещения Руси. Ученые восстанавливали древнеславянский календарь по средневековым письменным источникам.

Это летописи Болгарии и Древней Руси, где есть упоминания названий месяцев и вёлся подсчет лет, а также периодов времени до начала христианской эпохи у славянских племен. Также учитывали агиографическую литературу. Отдельная группа — календарные расчеты в текстах. Яркие представители — пасхальные таблицы, а также текст Кирика Новгородца, что именуется «Учение о числах».

Важным источником информации послужил народный календарь примет, что отражает в себе дошедшие до нас тексты фольклора. С его помощью выявили аспекты и части годового цикла пращуров, а также прояснили, какие внутренние логические связи в этих аспектах. Древнеславянский календарь утратили многие столетия назад во время кровавого крещения и насаждения христианства, что отразилось на знаниях о нём. Юлианский календарь также расходится с астрономическим, да и к тому же он успел смениться на григорианский. Важная деталь – народные названия месяцев.

Изначально древний славянский календарь был лунным, и пережитки его сохранялись в течение многих лет. Понятно это становится из слова «месяц», а также многочисленных упоминаний лунного счёта в народе, сказках, былинах, преданиях. Но с течением лет традиция земледелия и работы в светлое время суток побудила пращуров трудиться с обращением внимания к солнцу. Дневное светило еще с древней поры привязывалось к праздникам годового цикла — и это привело к тому, что исчисление стало лунно-солнечным.

Славяне древних времён вели счёт по дням, соединяли их в малые периоды вроде недели, двух недель, сорока дней, а также периоды большие — месяц (то есть луну), два месяца, год. Учитывалось, какое порядковое положение относительно других дней имеет этот день и как соотносится с ним годичный цикл.

Немаловажными были явления астрономической природы и стихийно-природные, в честь коих устраивались славянские праздники. К ним относились День весеннего и осеннего равноденствия или, солнцестояния, а также Масленицы, Ивана Купала, Коляды. Вот вся известная, четко определённая и достоверная информация, чем был календарь древних славян.

Языческие обычаи по старославянскиому календарю

старославянский календарьЯзыческий календарь древних славян, что позже плавно перетек в православно-христианский, известен лучше, чем древнейший предок. В нем отражались сроки начала и конца аграрных работ с мая по август, а также отмечались праздники Ивана Купалы – проходили традиционно ночью с двадцать третьего по двадцать четвертое июня – и бога-громовержца Перуна (двенадцатого и двадцатого июля), а также периоды «русалии» вместе с наступления жатвы.

Каждый такой день отмечался квадратиками, внутрь них проставлялись кресты – символ света. Значит, что счёт вели по количеству дней, а в древнеславянском, до времени распространения юлианского календаря с его двенадцатью месяцами, счёт вёлся по лунам. Каждая соответствовала месяцу.

Простой способ исчисления – счёт дней и лет от определенного события. При последующем случившемся важном событии счет обнулялся, и исчисление велось от нового события.

Календарная символика у пращуров-славян обозначалась числами двенадцать, шесть, четыре и три, так как связаны с дневным небесным светилом. Тринадцать, семь, пять и четыре – с ночным небесным светилом, а девятка имела и дневное, и ночное значение, то есть связана с солнцем и луной одновременно. В народном устном творчестве встречаются такие выражения, как «тридевять земель», «тридцать лет и три года», «тридевять» — все отголоски древнего календаря, где смешивались значения солнца и луны.

календарь древних славян

Фрагмент из «Повести временных лет».

Другие ученые в сделанных выводах опираются на «Повесть временных лет». В ней упоминаются понедельник и вторник один раз, среда — два, четверг — три, пятница — целых пять, субботние дни — девять, а «неделя», воскресение, — семнадцать. Каждому дню имена присвоили, в каком порядке они располагаются: вторник — день второй, четверг — четвертый, пятница — пятый. Воскресенье, или «неделя», одним названием говорит о запрете на труд в этот день, поскольку он отводился для отдыха.

Понедельник — первый день после минувшей недели. Суббота – название, что перекочевало из иврита, а перенято во времена массового крещения Руси. Среда имеет положение «срединное» – делит пять дней недели пополам. Уважением и почетом пользовались воскресенье и пятница.

У славян имелась народная традиция с древними истоками – праздновать дюжину пятниц года. Некоторые ученые считают, что славянский календарь пятидневный, а субботу и воскресенье позаимствовали от пришествия христиан на Русь. Полагается, что славяне не имели и единой системы счета, исчисление делилось на бытовое и церковное, каждое имело особенности.

Также славяне посвящали дни недели богам. В этом они схожи с верованиями римлян, те соединяли семь планет и планетарных богов с днями недели и присовокупляли к этому халдейскую астрологию Месопотамии. Славяне считали четвертый день Перуновым, пятый — Макоши, что превратился со временем в Параскеву пятницу.

Даты прихода весны по старинным календарям

У языческих славян имелось два праздника в честь весны — Сороки и Комоедицы. Сороки примечательны тем, что в этот день прилетали с тёплых стран первые весенние птицы — поэтому и закрепилось такое птичье название. 22 марта по новому стилю идеально совпадает с астрономической датой весеннего равноденствия. На Сороки, прилет весенних птиц «из Вырия», приходилась основная масса обрядовых действий по встрече вестников весны.

языческий календарь древних славянПовсеместно верили в прилет из теплых стран сорока различных видов птиц, среди коих всенепременно есть жаворонки. Это значит, что зима окончательно уступила права весне. Языческий бог солнца Даждьбог в этот день слушал песнопения, что посвящались ему, принимал дары. Они зазывали весну, просили солнце греть сильнее и освободить землю от мертвящего холода. Солнце у древних славян важный элементом мироздания – освещало мир, даровало плодородие всему сущему.

На Комоедицы просыпался медведь. Беларусь справляла Комоедицы 24 марта, или 6 апреля по новому стилю. Сербские народы, болгарские, гуцульские и польские полагали, что он пробуждается на Сретенье (пятнадцатого февраля). В день пробуждения или до 14 марта, когда справляется праздник Евдокии, ему доведется узреть собственную тень, тогда вернётся в облюбованное пристанище, где проспит до конца марта, а холод простоит минимум сорок дней.

Название славянских месяцев

даты прихода весны по старинным календарямГоворя про славянский языческий календарь, нельзя не сказать про месяцы. Длительность месяца от двадцати восьми до тридцати одного дня, и это знают все. А вот как звали пращуры каждый месяц? Январь – просинцем, потому что в это время становилось светлее, февраль – сечнь, потому что тогда рубили лес, март — сухием, безводным временем, ибо тогда начинала подсыхать почва.

Апрель звали березнем, березозолом — на него распускала листву и почки береза. Май — травнем, июнь — изоком, начинали петь кузнечики, июль — червнем, серпнем, тогда жали. Август — заревнем, от слова «зарево», поскольку закаты становились красными и яркими. Сентябрь – рюен, потому что тогда ревели животные. Октябрь — звали «листопад», ноябрь и декабрь объединялись под именем грудня, груда — мертвая дорожная колея. Порой его прозывали «студень».

У славянских месяцев нет единого имени, поскольку общих верований и традиций насчет них разобщённые племена не имели. Праславянские названия всюду едины — что демонстрирует: календарь был единым. За давностью лет нельзя точно сказать что и откуда произошло. Важно, считают ученые, что месяцы имеют связанную с явлениями природы характеристику, особенности этого времени года.

совсем плохоплохонормальнохорошокласс!
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Главная / Ритуалы и Обряды / Древнеславянский календарь — дни недели, месяцы, времена года, языческие обычаи
Поделитесь своим комментарием