Имена ангелов смерти в исламе, христианстве, иудаизме и других религиях
Ангел смерти в исламе, христианстве, иудаизме является родственной фигурой. Тем не менее в разных религиях это сверхъестественное существо отображается по-разному, особенно если брать во внимание не только верования авраамического происхождения, но и религии и культуру других народов мира.
Ангел смерти в исламе — Азраил
В исламе ангелу смерти уделяется особое внимание — мусульмане придают его фигуре достаточно большое значение. Это заметное отличие от христианской и иудейской традиции, где такой посланник небес является относительно второстепенным по важности персонажем. Ангел смерти Азраил — один из четырех ангелов, которые имеют статус мукаррабун — самых приближенных к Аллаху живых существ. Несмотря на то, что непосредственно в Коране Азраил не называется по имени, о существовании этого ангела говорят все современные последователи ислама. Скорее всего, имя его было заимствовано из израильских источников. Коран же не дает определения имени этого существа и называет его не иначе, как Маляк-аль-маут. О том, как вызвать ангела смерти, а также о защите от него вы можете прочитать в другой статье нашего сайта.
Так как Азраил входит в четверку самых близких к Аллаху ангелов — мукаррабун, он является властителем и пророком среди других ангелов, в том числе и ангелов смерти, наравне с Джабраилом, Исрафаилом и Микаилом. Ему подчиняются огромные сонмы верных слуг. Это ангелы из рода Нашитат, предназначение которых заключается в проведении в мир иной праведников-мусульман. Также он повелевает ангелами рода Назиат, которые забирают с Земли души грешников и неверных. Сам же Азраил в первую очередь является властителем над своими слугами, а не приходит за умирающими людьми лично.
Интересным фактом является так же то, что Азраил внешне часто упоминается имеющим облик, сходный с ангелами-херувимами — у него также есть четыре крыла. Согласно теории Страшного Суда, перед ним протрубит в рог Исрафаил, от чего умрут почти все творения Аллаха, а после второго звука рога — погибнут и все ангелы, но Азраил станет самым последним уничтоженным существом. Еще один интересный факт заключается в сходстве вестника апокалипсиса — Исрафаила, с ангелом смерти Самаэлем из иудейской традиции. Мусульмане также верят, что этот ангел имеет множество глаз, но к этому образу также добавляются бесчисленные рты и шерсть.
Дополнительным значимым фактором, указывающим на Азраила как на ангела смерти или как минимум одного из них, является тот факт, что в верованиях чувашских народов, божество, ассоциируемое со смертью, зовется Эсрель. При этом интересным моментом в религии чувашей можно назвать множество историй о том, как этот ангел был обманут, что совсем не сходится с верой в неотвратимость прихода вестников смерти в других культурах. Также в священной книге сикхов — Гуру Грантх Сахиб, упоминается имя Азраа-Иила как ангела смерти.
Ангелы смерти в иудаизме
В иудаизме ангелы смерти занимают особое место, при этом толкование их роли часто разнится в зависимости от источников. Так, в первую очередь они выступают как посланники бога и губители, которые должны воплотить его замысел для наказания народов, погрязших в жестокости и грехе. Помимо общего названия этих ангелов — малах ха-мавет, у них были и собственные имена. Во время исполнения египетских казней, ангелом смерти, забиравшим всех первенцев, был Шахат. Кроме этого, упоминаются в ветхозаветных преданиях и другие имена — Ддавэр и Машехит. Некоторые видят в этих именах схожесть с профессией шойхета, что также имеет определенный смысл.
Кроме этого, в Талмуде непосредственно упоминается, что ангелами смерти являлось и множество других видных ветхозаветных фигур. В частности, в какой-то момент эту роль выполнял архангел Михаил, перенесший умирающего Адама к его могиле. Архангел Гавриил является ангелом смерти для праведников и царей, а Самаэль — для грешников. Упоминается здесь и имя демона Абаддона, а также Азраила — считается, что в ислам этот ангел смерти пришел непосредственно из еврейской традиции.
Внешность ангелов в образе малах ха-мавэт описывается так: существа, покрытые множеством глаз. В других вариациях и толкованиях эти посланники небес изображаются в виде старика с мечом, бродяги, или же жнеца. Именно в иудаизме впервые возник традиционный образ смерти с сельскохозяйственной косой. Одно из поверий гласит, что ангел перерезает ножом горло каждого умирающего человека. При этом нож для праведников у Гавриила — идеально острый, а у Самаэля нож для грешников — полон зазубрин. Таким образом проводится параллель с кошерной и некошерной шхитой — процессом убийства животных для того, чтобы те были пригодны в пищу.
Однако, одновременно с божественной сущностью, Талмуд часто отождествляет ангелов смерти со злом и Сатаной. Это неудивительно, так как Самаэль, несмотря на то, что некоторое время он являлся преданным слугой божьим, впоследствии стал антагонистом Бога.
Ангелы смерти в христианстве
В христианстве ангелы смерти, в отличие от иудаизма и ислама, практически не фигурируют. Даже в христианской общепринятой версии Ветхого Завета не упоминается о специальном назначении таких сущностей. Считается, что по окончанию жизни душа человека путешествует сама. А значит никакой проводник или тем более существо, специально обрывающее жизнь, не нужно.
Тем не менее христианские догматы признают способность ангелов забирать у человека жизнь при необходимости. В частности, этим аргументируются и массовое убийство всех первенцев во времена египетских казней, и уничтожение Содома с Гоморрой. Но эти силы, согласно христианской вере, есть у любого из ангелов, действующих по заданию Господа — причем это касается всех ангельских чинов.
Кроме этого, образно ангелами губителями именуются падшие ангелы, например — демон Абаддон. Также вестником смерти иногда в христианском вероучении называют Архангела Гавриила, который доставил весть о скорой кончине Деве Марии.
Ангел смерти и аналогичные существа в других религиях
С древности люди стремились придать смерти какой-либо образ, что находило отражение в их верованиях. Либо же наоборот — наличие определенных существ, обеспечивающих уход людей в мир иной, привело к формированию своего такого образа у различных народов. Так или иначе, но практически во всех верованиях мира у смерти имеются ее посланники, начиная практически с самых древних времен.
Одними из самых первых подобных существ были Нергал и Эрешкигаль в древневавилонских мифах, которые однозначно имели под собой более древние шумерские корни. У древних египтян загробным миром заведовали боги — Осирис и Анубис. Осирис являлся непосредственным властителем мира мертвых, а Анубис выполнял большинство функций ангела смерти. В древней Греции аналогом ангела смерти выступал Танатос, а также старик Харон, переправляющий души через реку мертвых. Ацтеки поклонялись Миктлантекутли — богу Смерти, который имел целый сонм слуг — демонов цицимиме, которые и приходили за умирающими людьми. В скандинавских верованиях, души воинов, погибших на поле боя забирались ангелоподобными девушками — валькириями. В то же время, славянские легенды не сохранили никаких соответствующих «служебных» духов. Буддизм и Индуизм считают, что за смерть отвечает божество или дух Яма.
А в Мексике сейчас даже существует особая религия — Санта-Муэртэ, которая полностью посвящена сущности Смерти. В ней ацтекские и майянские традиции сплелись с христианством, после чего Смерти в лице скелета начали поклоняться и даже отождествлять её с Девой Марией.
В целом, учитывая огромное разнообразие различных ангелов смерти в практически всех мировых религиях позволяет удостовериться в высокой вероятности реального существования подобных сущностей, особенно учитывая большое количество сходных черт. Зная имена ангелов смерти, есть даже возможность обращаться к ним. Чаще всего это делают не для защиты от зла, а для обеспечения справедливости. Ведь уход на тот свет часто считался её олицетворением — он не делил людей на богатых или бедных.