Нимфы — воплощение сил природы из греческих легенд
Нимфы в переводе с латыни — «невесты». Это малые природные божества из древнегреческих мифов, предстающие как красивые девушки, каждая из которых являлась олицетворением различных живительных и плодоносных земных сил, природных объектов и явлений. Все они — покровительницы конкретных объектов или природных явлений, воплощающих их душу.
Нимфы — общие сведения
Нимфы — самая обширная мифологическая группа, ведь только океаниды, нимфы солёных вод, насчитывают не менее трех тысяч дев. Древние греки верили в их существование, приписывая морям, рекам, источникам, гротам, горам, рощам и лугам природных хранительниц. Их делили на разные подвиды согласно местам обитания. Зачастую у них были собственные имена.
Ореады и агростины — горные обитательницы; лесные и древесные — дриады и гамариады; наяды — хранительницы пресноводных источников; нереиды, океаниды, даяды — морские духи, обитающие в солёных водах. Напеи — хранительницы долин, лимнады — обитательницы и защитницы болот и озер, альсеиды — духи рощ. Плеяды — небесные. Отличали отдельно мелиад — нимф ясеня. Главными среди божественных природных созданий считались обитательницы вод, пресных и соленых. Античные лексикогафы указывают, что «нимфа» переводится как «источник».
Едва ли не самой известной представительницей является ореада по имени Эхо, которая не имела своей речи, но могла повторять чужую. Когда в горах после громкого звука слышится эхо, это голос нимфы. Если верить легендам, все острова и долины когда-то были населены нимфами.
Древние греки совмещали свое видение мистического мира с реально существующими природными объектами. Древнегреческие поэты не описывали природу с восторгом и придыханием, как современные литераторы, ведь в те времена природа не имела абстрактного облика — нимфы всех обличий олицетворяли её, говорили голосом природы.
Урожайность лугов и полей зависела от их воли. Дадут ли пчелы урожай мёда, возрастут ли стада скота, народится ли зерно — за все это тоже отвечали они. Культ природы был построен на культе нимф. Чаще всего те были благосклонны и одаривали людей своими милостями. Но невежду, совершившего преступление против природы или не проявившего должного уважения, наказывали безумием. Греки боялись потери разума больше других казней, ведь безумец мог обратиться против своих близких. Но иногда безумцев, покалеченных рассудком, могли считать отмеченными даром нимф. Считалось, что некоторые природные духи могли поделиться частью своей мудрости со смертными. Такие люди обретали великую мудрость, познавали тайны природы. Они могли врачевать с помощью особых трав и просить у божеств за других людей.
Нимфы и боги
Боги обитали на горе Олимп, а нимфы предпочитали жить в лесах, рощах, полях. Но они могли покидать свои обиталища, когда их вызывали Олимпийцы на пиры, охоту или по иным делам. Нимфы могли жить как простой жизнью духов природы, так и веселиться среди высшего общества бессмертных.
Судьба малых богинь определялась их видом. Кто-то обитал в лугах, лесах и болотах, храня их от вторжений, а кто-то входил в свиту Олимпийских богов. Нимфы нередко состояли в романтических отношениях с богами и младшими божествами, героями, а порой и особо понравившимися им людьми. Многие герои древнегреческих мифов были рождены от нимф, как, например, знаменитый Ахиллес, сын Фетиды. Чаще всего союзы богов и нимф оказывались краткосрочными, однако случались и долгие связи. Например, нереида Амфитрита стала супругой бога морей Посейдона. Благодаря браку она стала почитаться как морская богиня. Матерью Афины Паллады была океанида Метида, бывшая супругой Зевса до его женитьбы на Гере.
Большинство легендарных созданий бессмертны, но для дриад, проживающих в деревьях, отмерен срок жизни такой же, как и у их места обиталища — дерева. К наядам, живущим в реках, ручьях и озерах также приходила смерть, если их обиталище пересыхало или зарастало тиной. Дольше всех жили ореады, ведь разрушение гор — крайне медленный процесс.
Святилища, посвященные малым богиням, назывались нимфеумы. Находились они в глубоких гротах и пещерах, где царил мрак. Жертвами им служили ягнята и козы, телята и коровы, молоко, мёд, вино и масло. В зависимости от вида нимф изменялся вид жертв. Такие места, как начала ручьев, гор и рек, истоки, считались у греков священными. Гомер описал нимфеум на Итаке, доме Одиссея. Философ Порфирий в своем труде «О пещере нимф» истолковал его как центр космических сил.
На фресках, картинах, мозаике, в скульптуре нимф изображали прекрасными обнажёнными или полуобнаженными девами. У них всегда были распущены волосы — элемент природной, эротичной красоты. Смертным девушкам запрещено было распускать волосы, в отличие от духов природы. Нимфы украшали себя венками из цветов, часто танцевали. Ореад зачастую показывали задумчивыми девами, проводящими дни на скалах.
Нимфы как воплощения природы
Природные духи — очень древние существа, которые появились еще на заре человечества. Наиболее древние из них — это мелиады, или мелийские нифмы. Когда Хронос оскопил своего отца Урана, кровь бога упала на землю, и из неё родились первые девы ясеня. Океаниды — потомки бога морей Океана и Тефиды, нереиды — дочери Дориды и Нерея. Все океаниды воплощают то или иное качество морей, их силу, своеволие, непредсказуемость. Гесиод перечислил их в своей «Теогонии».
Некоторые источники, питаемые подземными водами, имеют целебные свойства. Потому нимфы стали входить в свиту бога-врачевателя Асклепия, получили дар лечить и исцелять. Несмотря на легкомысленный вид и легкий нрав, они хранили древнюю мудрость, знали тайны жизни и смерти. Дельфийский оракул сменился оракулом Геи, а после — Дафны, горной нимфы.
С самой древности люди гадали на воде — у источников, рек, ручьев. При нарушении законов существовала казнь водой — человека бросила в реку, чтобы нимфы, неподкупные и справедливые, решили его участь. Иногда гадали по воде — бросали в водоворот покрытую письменами табличку. В зависимости от того, тонула ли табличка, выплывала ли, или ее выбрасывало из водоворота, предсказывали судьбу человека. Зачастую Аполлон обучал нимф умению гадать. Нередко прорицатели и оракулы называли духов природы своими матерями — тот же Тиресий считал, что его породила нимфа Харикло.
Грубость и неуважение земные богини карали, как и Олимпийские небожители, безумием. Но безумцев могли почитать как прорицателей, уважаемых и почитаемых. Пифии дышали галлюциногенными парами, исходящими из земных расселин, впадая во временное безумие и предсказывая будущее. Одержимость считалась высшим состоянием, помогающим безумцу обретать сверхъестественные слух, зрение, разбирать язык зверей и слушать птичью речь.
Легенды о нимфах
Известна история, согласно которой в роду Поэбия мужчина совершил большой грех — он срубил дуб, где обитала гамариада. Дева напрасно умоляла его остановиться и не уничтожать ее обиталище. За это преступление на весь род было наложено проклятье. Для искупления вины на месте срубленного дуба возвели алтарь и принесли жертвы, смягчившие гнев нимфы.
Когда рубили дуб в священной роще Деметры, богини всего живого, по коре текла человеческая кровь, а ветви побледнели, как кожа умирающего. Кровь принадлежала нимфе, жившей в стволе дуба. Перед смертью она прокляла убийцу — он стал чувствовать голод, который ничем не мог утолить.
Пугливая гамариада Сиринга обратилась в тростник, убегая от бога-сатира Пана. Столь же печальна участь нимфы Менты, возлюбленной наложницы Аида, которого приревновала Персефона, превратила в мяту и растоптала. Многие небожители и герои сыграли печальную роль в судьбах прекрасных нимф. По легендам, прославленный Геракл, чтобы добыть яблоки из сада гесперид, соблазнил одну из сестер и с ее помощью выкрал заветные плоды. А нимфу бросил — она ему была больше не нужна.
Древние греки почитали спутниц богов, извечных дев, красивых, как сама природа. По сей день их изображения встречаются на полотнах знаменитых художников, которые работали над мифическими и религиозными темами. Изображали их и в скульптуре. Звучат посвященные волшебным созданиям темы в музыкальных произведениях, создаются театральные постановки. Нимфы отнюдь не забыты в двадцать первом веке.