⚝ Раздел Существа и полтергейсты

Лары — покровители дома, семьи, общины

Лары

Лары — божества, входящие в римский пантеон, покровители дома и домашнего очага, семьи, общины. Они могут быть фамильными, то есть, привязанными к конкретному очагу, семье, линии крови, а также ко всем окружающим дом землям, включая сад или ближнюю рощу. Лары оказывали помощь в родах, инициации юных членов семьи, бракосочетании, похоронах. Изначально лары являлись древними этрусскими божествами, которых римляне переняли в свою культуру и почитали не меньше, чем пенатов и Весту.

Римляне считали, что лары — это духи добрых людей, умерших своей смертью. Им отводилась роль надзирателей, которые наказывали нарушителей традиций, например, чересчур жестокосердных хозяев. Провинившийся раб спасался от хозяйской злости у алтаря домашних духов. Рабы, преимущественно, и обслуживали алтарь, тогда как верховным жрецом ларов всегда являлся глава семьи, рода.

Лары делились на виды. Они могут быть духами перекрестков, покровителями добрых отношений между соседями, духами дома, членами семьи. Лары покровительствуют морю, государству, земле, путешественникам. Наиболее почитаемыми являлись компитальные лары — покровители общин, святилища в честь которых сооружались на перекрестках. В святилищах делали ровно столько отверстий, сколько усадеб примыкало к перекрестку. Главы семей развешивали в святилищах кукол, символизировавших имеющих свободу домочадцев, и шары из шести, которые означали рабов семьи.

В честь компитальных духов устраивали компиталии — празднества, во время которых проводились общие трапезы. На празднествах шутили, пели, смеялись, плясали, состязались за право получить призы. Девушка, переходившая в семью мужа, в качестве жертвы подносила компитальным ларам и духам дома монету любого достоинства.

На компиталиях стиралась граница между имеющими свободу гражданами и рабами. Происхождение праздника связывали с потомком лара и рабыни — Сервием Туллием. До окончательного искоренения язычества в Риме культ ларов продолжал царить в семьях римлян, особенно зажиточных. Дом или усадьба обязательно имели свои алтари, на которых оставляли жертвенную пищу ларам. Духи семьи и соседей традиционно изображались как двое юношей, одетых в шкуры собак, и в сопровождении собаки. Это символизировало их бдительность и неподкупность.

Лары соотносились с родоплеменными божествами и защитниками сельских общин. Предполагается наличие связи ларов с прародителями, духами предков. В отличие от эриний и Эмпусы, мстительных духов, лары не несли в себе злобы. К ним обращались за утешением и помощью, здоровьем для детей и укреплением брака. Такие божественные создания встречаются во всех мифах мира.

совсем плохоплохонормальнохорошокласс! (оцените статью)
Поделитесь своим комментарием